В регпарламенте обсудили основные направления бюджетной политики

В регпарламенте обсудили основные направления бюджетной политики


Основным направлениям бюджетной и налоговой политики Волгоградской области на ближайшие три года был посвящен «парламентский час», который прошел в областной Думе.

О приоритетных задачах предстоящего периода, на решение которых будут направлены бюджетные ресурсы, рассказал первый заместитель губернатора – председатель комитета финансов Волгоградской области Александр Дорждеев.

Он отметил, что формирование главного финансового документа региона проходило в условиях нестабильной эпидемиологической ситуации. Борьба с пандемией остается в текущей повестке. На меры по профилактике и устранению последствий распространения коронавирусной инфекции в этом году предусмотрено 12,8 млрд рублей.

С целью стимулирования экономической деятельности разработан и в течение 2021 года реализуется третий пакет мер поддержки бизнеса, оцениваемый в 2,4 млрд рублей. Среди основных направлений оказываемой помощи – финансовая, налоговая, административная. Своевременно принятые меры позволили избежать серьезного спада в экономике. По оценке в этом году валовой региональный продукт превысит один триллион рублей, а в 2022 году вырастет до 1 трлн 24,7 млрд рублей.

«Устойчивость экономики Волгоградской области, ее быстрая адаптация к новым условиям и способность к скорейшему восстановлению, которые она сегодня уверенно демонстрирует, — результат системной работы, проводимой в регионе с 2014 года под руководством губернатора», — подчеркнул Александр Дорждеев.

Показательный пример — региональная система здравоохранения. Она первой приняла на себя основной удар в борьбе с коронавирусом и за последние два года доказала способность оперативно и эффективно перестраиваться на работу в экстремальной ситуации.

Кардинальные изменения за последние годы произошли во всех отраслях и сферах жизнедеятельности: образовании, культуре, дорожном хозяйстве, строительстве и т.д. Конструктивное взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти, гражданского общества и деловых кругов, комплексная работа и принимаемые меры дали весомый экономический эффект. Доходы областного бюджета с 2014 по 2020 год выросли на 55,4 млрд рублей, налоговые и неналоговые поступления — на 22,7 млрд рублей.

С учетом фактора восстановления экономики сформированы и основные параметры областного бюджета на 2022 год. Главная его задача -сохранить и приумножить позитивные тенденции текущего года. Опираясь на уже сделанное, двигаться дальше в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года.

В следующем году при поддержке областного бюджета продолжится реализация таких масштабных проектов, как создание инфраструктуры для борьбы с онкологическими заболеваниями, строительство обхода Волгограда и системы гидротехнических сооружений для дополнительного обводнения Волго-Ахтубинской поймы. Сохранится приоритетность финансового обеспечения всего спектра задач в области образования, здравоохранения, социальной политики, культуры, физкультуры и спорта. 28,6 млрд рублей планируется направить на выполнение мероприятий региональных и национальных проектов. Это на 1,8 млрд рублей превышает объем ассигнований текущего года.

Большое внимание будет уделено созданию комфортных условий жизни населения Волгоградской области и развитию инфраструктуры региона. В 2022 году значительная финансовая поддержка из областного бюджета — 2,4 млрд рублей — предусмотрена на мероприятия в сфере жилищной политики (ипотечные программы, решение проблем обманутых дольщиков, обеспечение жильем ветеранов и инвалидов, детей-сирот, переселение из аварийного жилищного фонда). 2,5 млрд рублей планируется направить на строительство детских садов и школ; 1,7 млрд рублей – на создание многопрофильных объектов здравоохранения, в том числе инфекционных блоков, объектов первичной медицинской помощи, больниц; 1 млрд рублей – на капитальный ремонт и реставрацию таких знаковых объектов, как Центральный универмаг, планетарий, Новый экспериментальный театр, Центральный концертный зал, кукольный театр, Театр юного зрителя.

Для развития инфраструктуры и запуска инвестпроектов с 2022 года в Волгоградской области планируется применить целый ряд новых инструментов стимулирования инвестиционной деятельности. Один из них — направление средств, высвобождаемых в результате реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, на создание объектов коммунальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Правительственная комиссия по региональному развитию уже одобрила заявку Волгоградской области о включении в сводный перечень пяти новых инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства и перерабатывающих производств с общим объемом инвестиций 23,3 млрд рублей. В результате их реализации будет создано 1600 рабочих мест, а объем налоговых поступлений за 10 лет составит 6,8 млрд рублей. В настоящее время в Минэкономразвития направлена дополнительная заявка, в которую вошли три инвестпроекта в области жилищного строительства и один проект технопарка с общим объемом инвестиций 50,7 млрд рублей.

Вторым инструментом является привлечение инфраструктурных кредитов из федерального бюджета. Волгоградской области уже одобрен бюджетный кредит в 2022 году в сумме 5,4 млрд рублей под 3% годовых сроком на 15 лет. Средства предназначаются на комплексное развитие территории Тракторозаводского района, трех микрорайонов в городе Волжском, а также инфраструктурное развитие центрально-западной части Волгограда и жилой застройки в Городище. В ходе реализации проектов — за период с 2021 по 2036 год — общий объем построенного жилья составит 3,1 млн кв. метров, будет создано более 18,3 тысячи рабочих мест, общий объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона достигнет 9 млрд рублей.

Формирование межбюджетных отношений в 2022 году будет ориентировано на сбалансированное развитие муниципальных образований. Возрастет финансовая помощь местным бюджетам. Так, городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения получат дополнительно 856,8 млн рублей за счет единого норматива отчислений по НДФЛ. Кроме того, увеличатся на 88 млн рублей дотации для поселений и на 55,3 млн рублей – субсидии на сбалансированность. Вводятся дополнительные субсидии на содержание тракторов с прицепами, приобретенных в 2020-2021 годах, и на объекты благоустройства, введенные в эксплуатацию с 2014 по 2020 год.

По итогам «парламентского часа» профильным комитетом Волгоградской областной Думы будут подготовлены рекомендации по дальнейшему совершенствованию региональной бюджетной и налоговой политики.

Илья Кошкарёв, председатель комитета Волгоградской областной Думы по бюджетной и налоговой политике:

«Администрация Волгоградской области в 2021 году продолжила реализацию мер, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, повышение устойчивости социально-экономической системы и восстановление деловой активности, что позволило к текущему моменту сформировать условия для дальнейшего развития экономики. В ближайшие три года бюджетная политика региона будет ориентирована на реализацию стратегических задач, предусматривающих улучшение качества жизни и рост благополучия наших граждан, реализацию важных инфраструктурных объектов».

Сергей Булгаков, первый заместитель председателя Волгоградской областной Думы:

«В Волгоградской области бюджетная и налоговая политика ориентированы на реализацию всех государственных программ и выполнение социальных обязательств. В течение почти двух лет пандемии предпринимаемые в регионе комплексные антикризисные меры дали ощутимый эффект. Совместная работа губернатора, исполнительной и законодательной власти позволила в сжатые сроки решать многие сложные вопросы. Мы сохранили малый и средний бизнес, аграрный комплекс, рабочие места. И доходы, которые получила область в результате этой масштабной деятельности, позволили претворить в жизнь все задуманное. Выполняются все планы этого года: строятся дороги, школы, детские сады, фельдшерско-акушерские пункты и больницы… Мы завершаем год с уверенностью, что в 2022 году экономические показатели Волгоградской области будут выше, а главное — продолжится реализация всех намеченных программ и проектов».

Владимир Шкарин, заместитель председателя комитета Волгоградской областной Думы по охране здоровья:

«Сегодня на «парламентском часе» обсуждались ключевые вопросы бюджетной политики региона. Отрадно, что, несмотря на все сложности, вызванные пандемией, налоговая база расширяется, и мы видим это при формировании областного бюджета на 2022-2024 годы. Меня, как врача, конечно, в первую очередь волнует финансирование региональной медицины. Цифры обнадеживают, и это притом, что пока в областном бюджете не отражены порядка 2,2 миллиарда рублей, которые будут выделены региону в следующем году из федеральной казны на борьбу с ковидом. Около 20 процентов всех расходов бюджета – 27 миллиардов рублей – пойдет на развитие отрасли здравоохранения в рамках профильной государственной программы. Поэтому, на мой взгляд, проводимая в бюджетно-финансовой сфере региона большая системная работа заслуживает положительной оценки».

Сергей Четвериков, заместитель председателя комитета Волгоградской областной Думы по промышленной политике, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и дорожному хозяйству:

«Очень важно, что, несмотря на непростую ситуацию, связанную с пандемией, региональная бюджетная политика нацелена на устойчивое развитие экономики Волгоградской области. Реализуются меры государственной поддержки бизнеса, предусмотрены средства на осуществление приоритетных инфраструктурных проектов, внедряются новые инструменты для стимулирования инвестиционной активности. О правильности этой позиции свидетельствует динамика ключевых экономических показателей».