Разъяснение основных положений Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 113-ФЗ)

В силу статей 3 и 4 Федерального закона № 113-ФЗ присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, составляемые исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 113-ФЗ участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Федеральным законом № 113-ФЗ в части 2 статьи 3 закреплены ограничения, применяемые к кандидатам в присяжные заседатели. Так, присяжными заседателями не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 113-ФЗ, к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 113-ФЗ граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на период рассмотрения уголовного дела.

При этом кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

Также, Федеральным законом № 113-ФЗ установлено, что за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Кроме того, судом присяжному заседателю возмещаются командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных для судей.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

Кроме того, необходимо отметить, что время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Также, на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», Законом РФ от 26.07.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ», Федеральными законами от 20.04.1995 № 45ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Таким образом, присяжные заседатели – это обычные граждане, назначаемые для участия в судебных заседаниях, где рассматриваются уголовные дела, которые выбираются случайным образом из списка граждан, составленного на основе данных о населении.

Стоит обратить внимание руководителей предприятий и организаций, что согласно ст. 6 Федерального закона № 113-ФЗ должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели. За непредставление такой информации, а также за представление заведомо неверной информации эти лица несут ответственность, установленную ст. 17.6 КоАП РФ, в частности в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей.

Прокуратура Быковского района